История - интересные факты: Почему русские не сдаются

4 апреля 2019 г. 14:21:56

  

Когда читаю книги про парусный век, меня всегда удивляет одно обстоятельно - после боя, поверженный противник спускает флаг и сдается. Наверно, для европейцев это все в порядке вещей, типа - а что еще делать, если проиграли?

Так и представляется диалог капитана: "Господа, сегодня был не мой день. Вот моя шпага, встретимся в следующий раз". Как будто вовсе не война идет, а партия в покер.

Обычная история - капитан захваченного корабля, под честное слово, отправляется домой, или ждет окончания войны в каком-нибудь форте при курортном городке. Матросы вообще могли перейти на службу на захваченный корабль, пополнив потери экипажа. Никакой массой казни или каторги не планировалось.

В русском флоте флота все было совсем по другому.

Принятый в 1720г Петром 1, Морской устав определял, что все воинские российские корабли не должны ни перед кем спускать флаги и вымпелы, а капитану исполнять присягу и в любом случае корабль неприятелю не сдавать , а если невозможно спасти , то сжечь или потопить!

Во время Войны за польское наследство (1734г) 32-пушечный фрегат "Митау", под командованием Петра Дефремери (французский офицер , с 1721г на русской службе), в тумане натолкнулся на 5 кораблей Франции. Попытка уйти от преследования не помогла. Французы догнали и потребовали прислать шлюпку с офицером для объяснений. Россия и Франция официально сохраняли мирные отношения, можно было надеяться на мирный исход и командир согласился прибыть к адмиралу, с которым он раньше служил.

Но когда Дефремери поднялся на флагман, он был арестован и подвергся допросу, а в это время с остальных кораблей спустили шлюпки и захватили без боя российский фрегат, застигнутого врасплох и не оказавшего сопротивление.

После сдачи десанта французов 13 июня произошёл размен пленными. Вернувшись в Россию, экипаж фрегата «Митау» был предан суду чести за сдачу корабля неприятелю без боя. Дефремери был приговорён к смертной казни вместе со всеми офицерами «Митау» (в числе которых был также будущий полярный исследователь Харитон Лаптев). Приговор не был приведен в исполнение, а через полтора года, когда выяснилось отсутствие вины со стороны осужденных, всем им были возвращены прежние чины.

Уже во время Русско-турецкой войны 1735-1739гг., Петр Дефремери командовал флотилией дубель-шлюпок. Капитан получил приказ: «Неприятелю, каков бы он не был, ни под каким видом не отдаваться и в корысть ему ничего не отдавать».

В одной из разведывательной операции бот был настигнут и окружен турецкой эскадрой из 1 фрегата и 30 галер. Посадив бот на мель, Дефремери высадил команду на берег, а сам остался на судне. Когда турки пошли на абордаж, командир взорвал свой корабль и погиб вместе с ним.

Дубель шлюпка. Реконструкция

Информированный читатель может возразить и припомнить случаи когда русские корабли спускали флаги. Это и Владислав, 1794, и Рафаил, 1829, И сдача потрепанных остатков эскадры после Цусимского боя, 1905.

Но такие случаи скорее редкость, чем обычная практика. Чаще всего - экипаж предпочитал погибнуть, но не сдаваться врагу. Честь выше жизни.

Да враги у нас всегда были такие, что все знали - пощады не будет. Турки пленных продавали в рабство, во времена татаро-монгольского ига пленных могли просто добить на поле боя, Жизнь сама приучила, что надо биться до конца, другого варианта у нас нет.

Материал Журнал Верфь на столе.


Источник